ГрибРаковСервис предлагает профессиональное изготовление, рубку срубов бань и домов. Возведение сруба дома 6х6м от 4 до 7 дней.

Экосруб - срубы, бани, деревянное зодчество
Форма обратной связи
  Экосруб - традиции деревянного зодчества
03. 09. 2013
 

Возрождение

Можно сказать, что архитектура Возрождения как бы противостояла готической архитектуре, в связи с тем, что называла готическую архитектуру варварской. Для архитектуры Возрождения является характерным устремлённость к гармонии, ясности и чёткости. Стоит отметить, что эта архитектура не копировала слепо формы античности, можно сказать, что она заимствовала их немного в иной трактовке, то есть, создавала свои формы, которые соответствовали новым условиям, а также новым типам строений, которых в древние времена не существовало. К таким строениям относились разные управления города, учебные заведения, здания больницы и др. Стиль «Возрождение» (он же называется стиль «Ренессанс»), стал не просто возрождением античного стиля, но и внёс свои коррективы в него.

Характерные особенности периода Возрождение

Для архитектуры периода Возрождения характерными особенностями стали согласованность целого и частей, симметрия, а также точность пропорций. Ордерам придавали тектоническое значение, в тоже время они широко применялись и в целях декораций. Формальные элементы стиля «Возрождение» были позаимствованы из перечня форм греческих и римских ордеров. В архитектуру были возвращены горизонтальные спокойные членения, которые были полной противоположностью устремленным вверх линиям готического стиля. Кровля стала плоской, а вместо шпилей и башен появился купол. Рационализм имел прекрасное сочетание с убранством, и замечательно скрывал конструктивную основу. Стены и своды построенные из кирпича пришли на смену каменному каркасу готики, и строительство перестало быть монополией корпораций каменотёсов.

Архитектурный стиль ренессанса, подобно древнеримскому стилю, эклектичен. По своему характеру этот стиль скорее декоративный, хотя явного разрыва в тот период времени между декорациями и конструктивными основами ещё не было.

Искусство периода Возрождения, ощущая на себе влияние различных местных факторов, отовсюду принимало своеобразные формы. И, исходя из этих факторов, образовались явно отличительные виды стиля: французский, итальянский, нидерландский, английский, немецкий и испанский.

Этот период также ознаменовался достижением высокого уровня развития столярного производства. Столяр-маляр очень хорошо ощущал конструкцию и форму мебели, очень хорошо рисовал, а также достаточно хорошо владел техникой изготовления предметов. После того как было освоено производство тонких досок началось изготовление более лёгких предметов мебели. Также стоит отметить, что было выработано много новых приёмов рамочно-филёнчатой вязки, впоследствии эти приёмы стали основой изготовления многих других изделий.

Развитие мебельного искусства в период раннего Возрождения

Если говорить про период раннего Возрождения (примерно XV век), то в этот период отделку жилищных помещений делали простыми способами. Также в этот период выбор предметов мебели также был немногочисленным. А вот уже в период позднего Возрождения (примерно начало XVI века), отделку помещений разнообразили, а архитектуру и интерьеры сделали более богатыми. Простую отделку стен, которая производилась с помощью досок, сменили, на смену пришли сложные деревянные покрытия с колоннами, профилированными деталями, пилястрами, а также резными филёнками. Залы дворцов отделывали с помощью мрамора, украшали с помощью фресок, лепнины, росписи. Также более сложными стали и формы предметов мебели, число предметов мебели тоже увеличилось. В связи с этими изменениями в Италии, например, стало появляться больше новых типов строений для общественности: театров, ратуш, складов, больниц и другие строения. Вновь было возобновлено возведение загородных домов, прототипом этих домов служили виллы римлян.

Основами метода художественного типа являлась чёткость форм, приближенность к уравновешенным пропорциям, а также частое применение в мебели различных элементов архитектуры. Для того чтобы предметы мебели отличались гармоничностью форм, использовали правило золотого сечения. Изначально предметы мебели рисовали на бумаге, в виде проекта, а уже впоследствии выполняли в материале. Если учесть, что все предшествующие стили развивались один за другим, при этом идеи они брали из предыдущего стиля, то стиль Возрождение, перешагнул тысячелетия и избрал для себя культурно-художественные наследия античности. Утончённость античных мотивов использовали в орнаменте, почти все предметы мебели были подвержены декорированию. Достаточно часто применяли геометрическую орнаментику, ввели новые чудные фантастические композиции: животные, птицы, головы людей, который были вплетены во вьющиеся растения, также имело место сплетение композиций архитектуры с цветами, растительной орнаментикой (далее их называли гротески). Использовались пилястры, колонны, листы акантов, мотивы канделябров, купидоны различных форм. Пилястры и колонны достаточно часто полностью покрывались растительными или геометрическими орнаментами. Также стоит отметить, что в период Возрождения широко были распространёнными плетёнки, арабески, фестоны, картуши, грифоны, гирлянды, львиные головы, наполовину люди, наполовину животные и другие.

Цветовые гаммы предметов мебели были сдержанными, в основном обыгрывались естественные цвета и фактура обработанной древесины. Важным моментов являлось изобретение станка, который помогал вырабатывать тонкие листы древесины. Это изобретение стало таким же значимым, как и изобретение механической пилы, которая приводилась в действие с помощью воды, и которая была изобретена двумя столетиями ранее. Эти изобретения поспособствовали развитию таких техник как облицовывание и декорирование поверхностей, с помощью метода интарсии. Также в этот период начали осваивать приём тонировки древесины, с помощью раскалённого песка. Для украшения предметов мебели использовали такие техники как: инкрустацию, роспись, позолоту.

На ранних этапах техника инкрустации была достаточно простой. Для её применения использовали в основном белое и чёрное дерево, а уже позднее - слоновую кость. Также очень часто элементы наборов правых и левых сторон предметов находились в негативно - позитивном отношении. Приём такого декорирования был основан на такой технике: складывали два листа фанеры, далее из них выпиливался узор. Элементы, которые были отпилены, менялись местами при наклеивании на основу.

Влияние эпохи Возрождения на мебельное искусство Италии

Предметов мебели в Италии изначально было немного, и размещали их в большинстве случаев вдоль стенок. Если говорить о важности предметов мебели, то на первом месте были кровати. Кровати изготавливали высокими, с балдахинами и приступками или делали с занавесками, которые задёргивались, а также эти кровати отличались высоко приподнятым изголовьем. На дощатую поверхность укладывали тюфяк или матрац. Вторым по значимости предметом мебели после кровати является сундук-кассоне. Эти сундуки использовали для сохранения, транспортировки вещей, а также как скамьи и как свадебные сундуки. Сундуки - кассоне очень богато украшали с помощью резьбы, инкрустации и росписи.

На базе сундуков-кассоне развивались предки диванов – ларь-скамья, касса-панка, которые были со спинками и подлокотниками. Спинки таких разновидностей дивана часто делали высокими, иногда даже с навесами. Ящик, который располагался под подъёмным сиденьем, как правило, использовали для хранения драгоценностей и денег.

Новыми разновидностями предметов мебели стали посудные шкафы и секретеры. Посудный шкаф по форме напоминал нечто среднее между формой шкафа и формой сундука.

Столы чаще всего изготавливали двух типов. Первый тип стола отличался прямоугольной формой, столешницы таких столов устанавливали на двух массивных стойках или четырёх ножках. Второй тип столов отличался столешницей, которая была круглой или восьмиугольной формы, как правило, такие столы были одноопорными. В обыденной жизни самым распространённым типом обеденного стола, были козлы с дощатым настилом, который устанавливали на них.

Разнообразностью отличалась мебель, которая была предназначена для сидения. Самым простым по конструкции стулом был стул с высокой спинкой и установленный на трёх наклонных ножках. Казалось бы, простые по конструкции стулья, которые сделаны из трёх досок поражали своим богатством резьбы. Ещё одной разновидностью простого стула, являлся стул на четырёх ножках и тоже отличался наличием богатых декораций резьбой. Именно на основе этого стула и созданы кресла с сиденьями и спинками, которые были обиты кожей. А уже после появления таких кресел произошло возрождение мягкой мебели. Стоит заметить, что курульное кресло, тоже не вышло из употребления и активно применялось.

Естественно, что в Италии характер оформления предметов мебели с течением времени изменялся. Например, в XIV веке предметы мебели украшали с помощью яркой росписи и позолоты, в XV веке распространение получило архитектурно-орнаментальное оформление и «чертозаичная» мозаика, в XVI веке стала распространённой резьба по дереву. Именно обработанные превосходные изделия, с помощью резьбы по дереву, этой эпохи уже стали предвестниками приближения века барокко.

Италия по-прежнему являлась раздробленной, и формы предметов мебели стиля Ренессанс отличались ярко выраженными местными чертами. В принципе в то время можно выделить пять основных центров производства мебели: Венеция, Тоскана (Флоренция), Ломбардия, Неаполь и Рим.

Разновидности стилей итальянской мебели и развитие предметов мебели

Итальянскую мебель в XV веке можно разделить по стилям на позднеготическую мебель и на мебель, изготовленную в период раннего ренессанса. В начале периода раннего ренессанса еще нет, существовало большого разнообразия форм предметов мебели. Но всё же основной предмет выделить можно. Главным предметом мебели обстановки ранних дворцов Флоренции, а также домов зажиточных горожан по-прежнему являлся сундук. Сундук использовался также как свадебный ларь, в которой невеста приносила своё приданое в дом своего жениха. Первоначальные формы таких сундуков отличались своей простотой. С виду это был ящик прямоугольной формы, он был достаточно длинным, с тяжёлым профилем цоколя. Такие сундуки очень плотно стояли на полу. Достаточно строгим был профиль верхней части сундука, с незначительными членениями. Поверхность боковых стенок украшали неглубокими резными орнаментами, а также инкрустацией и интарсией. Крышку сундука с внутренней стороны покрывали живописью. Как правило, над росписями свадебных сундуков работали очень известные художники ренессанса Италии такие, как Сандро Боттичелли и др. Начиная со второй половины XV века, предметы мебели начали украшать деталями архитектуры, и размещали их на каркасах разных предметов мебели.

Антиподом сундукам готики, который отличались грубостью, а также сундукам плотничьих работ, которые состояли из досок и стоек, стали сундуки раннего периода ренессанса. Эти сундуки представляли собою однородную поверхность, которая имела специфический фасад с цоколем, карнизом и пилястрами.

В период ренессанса начали придавать большое значение профилировке предметов мебели. Например, на конструкции сундуков, которые имели простые формы прямоугольных ящиков, а их стенки сделаны в шип, веяние нового стиля сказалось в том, что начали делать точеные ножки и обрабатывать лицевой фасад с помощью плоской резьбы. На вид эта резьба очень напоминала гравировку, сюжетами такой резьбы были как отдельные персонажи, так и целые сцены, которые отличались современными костюмами на фоне сплошного орнаментированного узора.

Уже позднее, когда принцип отдельных пропорций, которые художественно согласованы, получил решающее значение в памятниках архитектуры раннего периода ренессанса, и именно этот принцип и отразился на пропорциях и формах предметов мебели. Стоит отметить, что в этот период всё больше начало появляться декоративных элементов, если сравнивать с предыдущими периодами, и благодаря этому уменьшилось впечатление тяжеловесности сундуков.

Точёные ножки сундуков начали заменять львиными лапами, у которых были выпущены когти, благодаря этой замене тяжеловесность объёма зрительно стала значительно мягче, сундуки, приподнятые над полом, мягко сводились к ножкам благодаря отдельным профилям своих нижних частей. Стенкам сундуков начали придавать изогнутые формы, которые красиво нарисованными кривыми плавно переходили в крышку, в которой были отдельные слегка выступающие шаблоны. Именно благодаря сильному и качественному оживлению линий сундуки утратили первоначальный характер простых ящиков.

Совершенство форм мебели Италии во второй половине XV века

Начиная со второй половины XV века, итальянские свадебные сундуки приобрели очень изысканную форму. Их делали на высоких ступенчатых цоколях, на цоколях были плоско вырезанные выкружки, штабики и профили вертикального полукруглого валика. Сам сундук обрамлялся боковыми консолями и пилястрами. Крышку делали с многочисленными астрагалами, карнизами и скошенными плитами. Переднюю сторону сундуков наиболее богато украшали резьбой с росписью и позолотой. Сюжетами росписи служили виды городов Италии, различные изображения, которые касались торжественных процессов, сцены из героических и любовных поэзий XV века. А вот начиная с последней четверти XV века, место резьбы заняла широко распространённая техника деревянной инкрустации - интарсия. Вместе с сундуком у стенок жилищных помещений Флоренции, в период раннего ренессанса, всё чаще можно было встретить скамьи для сидения, которые представляли собою те же самые сундуки. Только отличались скамьи от сундуков скруглёнными углами и высокими глухими спинками, иногда они были расчленёнными пилястрами.

Красота сундуков, в том числе красота вышедших из этой формы широких скамеек-диванов, заключалась в тонких выборках уступчатых профилей, которые располагаются на изысканных формах цоколей, карнизов и крышек, если это сундуки, и спинок, если это диваны или близкие к форме диванов скамьи со спинками. Также не меньшее значение, нежели профили, имеют рисунки и рельефы разнообразных обрамлений, а также закраек отдельных филенок и полей.

Наряду со свадебными сундуками и скамьями, которые устанавливали у стен с высокими спинками, были широко распространены скамьи в виде сундуков, они отличались более низкими спинками и наличием массивных подлокотников, которые оканчивались пальметтами, масками или головками ангелов, их называли cassa рапса. Можно отметить, что между этими предметами мебели и саркофагами, которые были сделаны из мрамора в эпоху Древнего Рима, существует неоспоримая связь, как в профильной обработке, так и в позаимствованной растительной орнаментики. Помимо всех предметов мебели, которые ставились у стен, ещё существовали табуретки, которые имели восьмиугольное сиденье, которое устанавливали на дощатой опоре вместо ножек. Также были разгибные стулья разнообразной формы, которые имели спинку. Спинки могли быть как обычными гладкими, так и украшенными гербом хозяина и красивой резьбой. Столы, как правило, имели продолговатую форму, устанавливали такие столы на двух опорах, которые отличались повышенной крепостью. Соединены опоры были поперечиной или специальными подножками. Столовые доски были очень массивными, их боковые части украшались красивой резьбой и профилями.

По своему виду резьба опор, которые имели массивные львиные лапы, напоминали каменные рельефы мраморных столов в Древнем Риме.

Особенности мебели Флоренции в середине XV века

Обстановка дворцов Флоренции, которая была в середине XV века, если судить по картинам нашего времени, не отличалась однотипностью. Стоит отметить, что мебели в то время, было вообще очень мало. Кроме обычных сундуков, сундуков-скамеек, кресел и стульев, можно назвать ещё колыбели, кровати, подставки для бюста, вешалки, аналои для чтения и рамы для картин. Шкафы появились уже по окончании века, то есть тогда когда значительное положение в оформлении и украшении предметов мебели занимали шаблоны архитектуры. Такие шкафы представляли собою как бы два сундука, которые поставили друг на друга, при этом эти шкафы имели двухпольные дверцы, консоли, пилястры, богатые цоколями и карнизами.

Кровати отличались низким расположением и были без балдахинов. Изголовья и угловые столбики, в том числе и рамы кроватей, покрывали богатой резьбой.

Обычно в рамы кроватей вставляли доски, а сверху укладывали перину или тюфяк.
Если говорить о материале, из которого изготавливали мебель периода ренессанса, то можно с уверенностью заявить, что изготавливали мебель исключительно из дерева под названием орех, это дерево обрабатывали воском и протравой или же протирали маслом. После такой обработки, дерево и в том и в другом случае принимало тёмно-коричневый тон. Ещё стоит отметить, что очень редко предметы мебели изготавливали из каштанов.

Расширение разновидностей и совершенствование мебели в XVI веке

К XVI веку, во времена эпохи высокого ренессанса, в предметах мебели Италии появился множество новых образцов, которые ранее не встречались. К этому числу смело можно отнести такие предметы мебели как: поставец своеобразной конструкции, письменные шкафы-конторки, мягкие кресла, особого вида шкафы с четырьмя дверцами. Что касается всех остальных предметов, которые ранее были в употреблении, то им придавались особенные художественные формы, которые были позаимствованы от произведений искусства античности. Эти античные произведения искусства находили обычно в раскопках, а именно находили: канделябры, которые были сделаны из мрамора, жертвенники и др. В деталях такой мебели особенно широко применяли маски, львиные лапы, кронштейны, бараньи головы, а также разнообразные архитектурные шаблоны. К архитектурным шаблонам можно отнести карнизы, отдельные фризы и целые антаблементы, круглые колонны и полуколонны, пилястры, также несколько отстранённые от фона колонны, с капителями и базами, сплошь покрытые орнаментом, который отличался лёгкостью и изящностью или каннелированные.

Конструктивные части предметов мебели умело маскировались с помощью декоративных элементов и покрывались богатой раскраской и позолотой. В XVI веке при украшении предметов мебели широко применяли также разноцветную мозаику из деревьев разных пород, при этом в моду вошел перспективный вид архитектурных строений, который покрывал лицевую сторону кабинетов и филенок шкафов, или - что можно было встретить гораздо чаще - внутреннюю сторону шкафов. На филенках, которые были обрамлены волютами и картушами, помещали овальные и круглые розетки, а выше филенок устраивали фронтоны, которые были вырезными. Особо широкое распространение получил орнамент, который состоял из завитков, который были изображены на скамейках и подставках для бюстов.

Изготовление и оформление мебели для сидения и шкафов в Италии

Известными являются стулья двух типов. Первый тип отличается четырьмя прямыми ножками, которые были квадратного сечения, при этом продолжение задних ножек служило стойками для высоких спинок, которые заканчивались вверху головками, резными фигурками или кронштейнами. Между стойками спинок и передними ножками вставляли две или три деревянные доски, которые покрывали богатой резьбой и узорно выпиливали края. Также стоит отметить, что резным подзором были снабжены края прямоугольных досок сиденья. Второй тип стульев отличался восьмигранной формой сиденья, и вместо ножек было у таких стульев - широкое подстолье, которое внизу обводили шаблоном. Ножки и спинки заменяли слегка наклонёнными трапецеидальными досками, которые украшали с помощью сильной рельефной резьбы.

Начиная со второй половины XVI века, появились кресла в виде стульев, которые относятся к первому типу, единственное что добавили, так это богатые подлокотники. Их сиденья и спинки прямоугольной формы достаточно часто оббивали кожей, парчой или бархатом. Ножки столов заменяли двумя резными досками, которые были соединены между собой горизонтальной поперечной доской, на которой присутствовали фигурные вырезки с обеих сторон. Боковые щиты, которые имели крайне разнообразные формы, украшались резными львиными масками, дельфинами, лапами, орнаментами и барельефами. Подстолье обрабатывали с помощью розеток, триглифов, растительных орнаментов и др. По краю досок шли, как правило, или общие шаблоны или красивые резные орнаменты. В шкафах часто применяли архитектурные мотивы: карнизы, пилястры, кронштейны и консоли. Поставцы имели в верхних частях небольшие шкафчики с двумя двойными створками дверок, которые были с выдвижными ящиками, ящики располагались крышкой, которая выдавалась вперёд.

Особенными разновидностями шкафов в Италии позднего периода возрождения являлись шкафы-кабинеты. Шкафы-кабинеты являли собою поставленные на подставку шкафы из рядов маленьких ящичков, которых было от трёх до пяти, наружные стороны этих шкафов богато отделывались инкрустацией. Также в них были встроены небольшие дверцы, которые закрывали весь ансамбль этих ящичков. Украшали шкафы, наборными картинами, которые были с перспективными видами архитектурных зданий, сделанные они были из дерева.

Начиная со второй половины XVI века, все формы предметов мебели приняли очень пышные и изящные виды. Вместе с тем, так как наличие разновидностей форм возросло, в моду вошли: пилястры, которые имели плоские консоли: гермы, которые оканчивались женскими головками; филёнки с круглыми и овальными розетками, которые были обрамлены резными шаблонами. Также их обрамляли волютами и картушами, увенчивали с помощью вырезных фронтонов.

Этапы развития стиля Возрождения во Франции

Если говорить про стиль Возрождения во Франции, то его можно условно разделить по периодам правления королей, на четыре этапа. Первый этап: правление короля Людовика XII – 1498-1515 года - переходной стиль Возрождения. Второй этап: период правления короля Франциска I, 1515-1547 года – период раннего ренессанса. Третий этап: года правления короля Генриха II 1547-1559 года – период зрелого ренессанса. И последний четвёртый этап: времена правления короля Генриха IV,1589-1610 года – период позднего ренессанса.

Ещё в переходном стиле тон задавали формы готики, а вот в новом стиле затрагивали лишь орнаменты, которые сосуществовал с готическим стилем без всякой органической связи. Основным приёмом декорирования являлась богатая резьба. Другие техники декорирования появились позднее. Интарсию начали осваивать лишь ближе в последней трети XVI века.

Популярность предметов мебели на разных этапах развития стиля Возрождение

Из предметов мебели вместе с различными богато украшенными сундуками появились новые виды предметов мебели. Первым видом мебели стал дрессуар – он же посудный шкаф или поставец, который имел своё развитие из сундука, который был поставлен на стойку. Вторым видом стали двухкорпусные шкафы, который были первым видом шкафов-кабинетов.

Самым популярным видом мебели для сидения было дощатое кресло, которое имело высокую спинку, также популярны были кресла с точеными ножками и с резными спинками. Также можно было встретить плетёные спинки и сиденья у кресел, которые по формам приближались к периоду правления стиля барокко. Появились обитые кожей и тканью, украшенные с помощью бахромы кресла и стулья, в том числе диваны.

В жилых помещениях важное место отводилось кроватям. В том периоде в кругах зажиточных людей и аристократии существовал обычай, который означал, что принимать гостей необходимо лёжа в кровати, именно по этой причине кровать должна была быть представительной и парадной. Поэтому кровать в те времена рассматривали как целое архитектурное сооружение и оформляли кровать колоннами, головными щитами резной работы, балдахинами. А опорные части столов изготавливали в виде балясин, аркад и колонок.

Следующий период Возрождения охватил почти весь XVII век. Конструкции значительно облегчились. Полным ходом изготавливались шкафы, но, тем не менее, сундуки из употребления всё равно не вышли. Кресла, стулья и столы почти во всех случаях имели точеные ножки. Изготавливались столы с раздвижными ножками и полукрышками, которые опускались - это своего рода аналог современных столов-книг. Также известен стол-кресло, у этого стола есть откидная столешница, которая когда находиться в вертикальном положении используется вместо спинки.

Стоит отметить, что на формах предметов мебели этого периода очень сказалось французское и итальянское влияние. Вместе с точеными ножками освоили и гнутые ножки, которые были очень популярными во Франции. В плане материалов для изготовления мебели, тоже произошли изменения и теперь кроме традиционного материала дуба, начали использовать орех и другие различные экзотические породы деревьев.

В 30-х годах XVII века в Америку переселенцами была завезена мебель английских форм того времени, которая в принципе и стала основой для стиля, который называют американский колониальный стиль.

Особенности развития стиля Возрождения в Германии

В Германии стиль Возрождение поделился на два этапа. Первым этапом является период до середины XVI века – его называю ранним. Вторым этапом стал период до 70-х годов. XVII века – его прозвали поздним периодом. Распространению нового стиля посодействовали рисунки образцов предметов мебели, которые рисовали малые мастера-художники, среди них наиболее большую известность получил Петер Флетнер.

Немецкие предметы мебели являлись более живописными и не связанными так с античными предметами мебели, как например итальянские. Весь долгий процесс вытеснения предметов мебели готического стиля шёл медленно. Изначально сложился переходный стиль. Новшества изначально давали о себе знать в декорировании, а уже позднее в конструкциях. Массивность форм оказалась живучей: конструкции готики покрывали ренессансным декорированием. При декорировании предметов мебели применяли технику деревянных наборов. Мотивами украшения стали листы акантов, медальоны, венки, рога изобилия, волюты, гротески, картуши, дельфины, а также гербы.

Вот на южной стороне Германии влияние Италии было более ощутимым. В корпусных предметах мебели заметно проявлялся архитектурный характер оформления. В Германии, как и в других странах Европы, продолжала использоваться такие древнейшие формы мебели как складные стулья.

Мебельное искусство в период Возрождения в Испании

Если говорить про мебельное искусство Испании, то там остались сильные традиции уже на тот момент высокоразвитого арабо-мавританского искусства, но всё же на позднем этапе сказывалось влияние Франции и Италии.

При изготовлении кроватей и других изделий каркасных конструкций широко использовали точеные детали, которые отличались очень красивыми рисунками. При изготовлении мебели для сидения сиденья и спинки обтягивали кожей, а на самой коже выполняли гравировку или тиснение. Для обивки применяли декоративные гвозди, которые имели большие медные шляпки.

Что касается декорирования, то самой популярной техникой была техника инкрустации, а самым любимым орнаментом служила арабеска.

Если эта информация была Вам полезна, отметьте ее пожалуйста
Яндекс.Метрика  

ООО "ГрибРаковСервис", Беларусь, Минская область, Воложинский район, агрогородок Раков, а/я 17, Тел./факс: 8 01772 52 88 0, Сергей +375 29 970 17 35 (Velcom), e-mail: 7034508@gmail.com