ГрибРаковСервис предлагает профессиональное изготовление, рубку срубов бань и домов. Возведение сруба дома 6х6м от 4 до 7 дней.

Экосруб - срубы, бани, деревянное зодчество
Форма обратной связи
  Экосруб - традиции деревянного зодчества
03. 09. 2013
 

Стиль древнего Рима

Архитектура. Оформление интерьеров

На римскую архитектуру большое влияние оказывала архитектура Древней Греции, у которой логичность, ясность и чёткость композиционных приёмов, идеальная совместимость частей и целого, содействовали утверждению демократического и гуманистического духа общества. Но, тем не менее, у римлян архитектура являлась одним из способов укрепления власти и носила символика несокрушимости. Римская архитектура отличалась своим великолепием и роскошью. В строительстве римлян впервые появилось понятие внутреннего пространства (для Древней Греции это понятие являлось неизвестным, так как нужды в нём не существовало, именно поэтому в храмах Греции внутри было очень тесно). Архитекторы в Риме научились выстраивать арки, своды и купола обтёсанными камнями. Также к изобретениям римлян относится бетон. Создание бетона позволило строительство прочных и величественных сооружений. Архитектура жилых помещений лучше всего прослеживается в Помпеях, в связи с тем, что в Древнем Риме большинство строений той эпохи были разрушены и на месте разрушенных домов построили дома последующих эпох.

Местные италийские типы домов с атриумами обогащались перистилями (Перистиль – это внутренний дворик, который окружен колоннадой), обычно их украшали фонтаны, статуи, цветники. Дом с перистилем – являлся отличительной особенностью восточно-эллинской архитектуры – но при этом он был не просто позаимствован, римляне перерабатывали его по-своему. В Греции, в частности в Делосе, вокруг перистиля помещения находились в свободном расположении, у римлян же стиль расположения сменился, помещения вокруг перистиля располагались по единой центральной оси, как известно, этот стиль размещения помещений было характерным уже для этрусских жилищных домов.

К основным римским помещениям городских жилых домов относились: просторные атрии, и открывающиеся из него таблинумы. (Таблинум – это помещение, которое было приподнятым на 1 или 2 ступени, в основном это помещение являлось основным парадным залом, который использовали для трапезной). К ним же можно отнести и расположенные позади перистили - сады, которые были окружены колоннами. Как правило, вокруг этих помещений располагались жилые помещения для женщин и мужчин, в том числе хозяйственные помещения.

Жилищные помещения в Помпее, которые относились к республиканскому периоду, имели в наличии атриум и перистиль, но с течением времени римляне их перестраивали, расширяли, наполняли более новыми предметами. Для того чтобы жилые дома были теплее, перистили начали застекляться. Очень богатым было внутреннее оформление жилых помещений. Например, полы делали из мрамора или же с помощью цветной мозаики, потолок делали кессонным, яркими декоративными росписями украшали стены помещений (эта роспись известна в истории искусства как помпейские фрески). В том числе использовали ковры и занавеси для дверных проемов.

В основном дома строили одноэтажными, но также в Помпеях были найдены и двухэтажные дома. В Древнем Риме для низших сословий строились и многоэтажные дома-казармы, их называли инсулы. Инсулы – это многоэтажные жилые дома, в которых людям сдавали квартиры.

Основу композиций составлял фасад. Отсюда появились балконы и окна. Здания могли быть разнообразной конфигурации, но, как правило, они были прямоугольными. На первом этаже размещали – таберни и лавки, которые обязательно должны были открываться на улицу широкими проёмами. Первый этаж был более высоким, верхняя часть этажа была отведена под антресоль, где жили хозяева. Входные двери в квартиры были расположены с другой стороны зданий. Многоэтажные дома-казармы разделялись на вертикальные блоки, которые имели свои входы и лестницу.

Загородные виллы являлись другим типом римских домов. Обычно виллы строили одноэтажными в красивых и живописных местах, а также такие виллы были окружены садами с фонтанами. Появление загородных вилл зажиточных римлян имело множество причин. Это появление объяснялось и обогащением зажиточных римлян, и стремлению уединения на природе, ростом индивидуальности, и тем, что городская жизнь стала более шумной и тесной. Витрувий в своё время различал villa rustica – этим названием Витрувий охарактеризовал сельскую виллу, которая имела промышленный и хозяйственный характер, а также villa peurbana – этим названием он охарактеризовал городскую виллу, которая предназначалась для развлечения и отдыха. Городские виллы строили на побережье Неаполитанского залива в большом количестве. Загородные виллы планировались так же, как и городские, но всё же были гораздо более свободными, перистиль в свою очередь превращался в настоящий сад. К главным частям таких домов примыкали хозяйственные и служебные постройки, которые располагались по полукругу или прямоугольнику, который не замыкался. Во многом планировка виллы зависела от характера местности, на которой будет происходить строительство. Возле виллы всегда искусно рассаживали сад, устанавливали фонтаны, строили беседки, гроты, скульптуру также органически вносили в комплекс виллы. Обязательным условием на виллах было наличие водоёмов, которые называли писцины. Первый архитектурный тип римских вилл сложился приблизительно к концу 1 века до н. э. Римские виллы, которые относились к эпохе империи, отличались от первого типа вилл гораздо большими размерами, применением в строительстве и в обработке домов более ценными материалами и роскошью убранства.

Мебель и другие предметы роскоши Древнего Рима

Роскошному римскому оформлению домов соответствовали и предметы мебели. Участие в изготовлении мебели принимали не только столяры, но и другие ремесленники. Конечно, как и в других странах, основной рабочей силой были рабы. На высоком уровне у римлян была столярная техника, это поспособствовало созданию практически всех ручных столярных инструментов, которые есть в наше время.

По своей сохранности, римская мебель очень напоминает греческую, а именно: все деревянные предметы мебели не сохранились до наших времён. Дошли лишь мраморные и бронзовые предметы, также дошли разнообразные изображения.

Для изготовления предметов мебели, обычно использовали такие породы деревьев как: клён, кедр, ясень, олива, туя. Для интарсии использовали – пальму, самшит, чёрное дерево, платан. Стремление римлян к роскоши подтолкнуло их к использованию в работе серебра, золота, слоновой кости, мрамора, панциря черепахи, бронзы. Довольно часто изделия полностью отливались из бронзы или высекались из мрамора.

В период, когда правил легендарный Август, римляне для украшения предметов мебели использовали растительные орнаменты: мотивы листьев аканта, фруктов, гирлянд, виноградных гроздьев. Очень симметричными и стилизованными были комбинации вьющихся побегов, цветов и листьев. Также использовали изображения зверей, фигуры сфинксов, львов, крылатых хищников, орлов, особенно эти изображения применялись в спинках и ножках стульев. Кстати именно в мебели римлян впервые применили осознанную стилизацию.

Для декорирования предметов мебели кроме резьбы, применяли такие способы как гравировка, золочение, облицовка, роспись, инкрустация. Образцами для таких декораций являлись поздние формы предметов мебели Древней Греции, но всё же римляне изготавливали мебель более декоративной и богатой, при этом тщательно прорабатывали самые мелкие детали.

Древнеримскую мебель можно разделить на виды: деревянная мебель, которую украшали резьбой, интарсией дерева различных пород, позолотой, инкрустацией золотом, фаянсом, серебром, фаянсом и мебель, которая изготовлялась из цветного или белого мрамора с мозаичными столешницами, также как вид можно рассматривать бронзовую мебель.

Всю мебель у древних римлян, которая была предназначена для сидения, обозначали с помощью одного слова "селла" (sella). В этих типах мебели неизменными остались складной стул, табурет и кресло. Табуреты, которые изготавливали без спинки, делали из бронзы или дерева с уточенными ножками. При изготовлении таких стульев или табуретов сразу было заметным технология литья бронзы этрусских народов. Курульным (sella curulis) – называли кресло, у которого было плоское сиденье из металла или слоновой кости на X-образных искривлённых ножках. Сидеть на подобных креслах имели право только наивысшие чины иерархии Древнего Рима, такие как консулы, преторы и т.п. Также существовало курульное императорское кресло (sella imperatoris) которое имел право использовать только император. Катедрой (kathedra) – называли стулья со спинкой, которые были созданными на основе греческого клисмоса. Это было громоздкое сиденье, но при этом достаточно удобное и предназначалось оно для римской знати. Солиумом (solium) называли почётные кресла, которые предназначались для глав аристократических семейств, как и императорские троны. Эти троны имели постоянное место для своих владельцев в термах, храмах и других общественных домах. Троны, как правило, изготавливали с подлокотниками, устанавливались они на высоких ножках, которые были изготовлены в виде звериных лап. Спинку трона изготавливали таким образом, чтобы оно доходила до плеч сидящего на троне человека, а в некоторых случая спинка была выше. Также стоит отметить, что спинки всегда были богато украшены. Кресла обычно устанавливали на невысокий постамент и дополняли специальной скамеечкой для ног (scabellum). Обычно такие кресла высекали из мрамора.

Скамьи (scarnnum) отличались простотой и также использовали для сидения. Известно также о существовании скамьи с подлокотниками и со спинкой, как правило, такие скамьи стояли в атрии домов зажиточных людей. Эта скамья была предназначена для того, чтобы гости или жители, которые пришли с улицы, могли садиться на неё и смывать пыль с ног. Также существует такая скамья как bisellium, это парадная скамья, которая относила к мебели особого назначения. Рассчитана эта скамья была на двоих человек, но, тем не менее, пользовался ею только один, это являлось, как бы было знаком, который указывал на возданную ему почесть.

В Древнем Риме в использовании были троны и кресла, как греческого типа, так и римского типа. В первом варианте кресла и троны не имели подлокотников, а для второго типа подлокотники были характерны. В креслах Древнего Рима ножки заменялись боковинами, которые покрывали резьбой. Спинки кресел были особой изогнутой формы, что было весьма удобным для сидящих людей. Такие кресла имеют аналоги в этрусской мебели для сидения. Также к римским распространённым формам мебели для сидения можно отнести складные стулья, аналог таких стульев можно встретить в египетской мебели.

Также существовала плетёная мебель, которую плели из ивовых прутьев. Известна такая мебель была в Риме ещё примерно в III веке до н.э. Такая мебель отличалась совершенной формой и прекрасным исполнением.

Народ в Древнем Риме, как и народ Древней Греции, большинство своего времени любили проводить в постели. В постели они не только отдыхали и спали, в постелях они ещё принимали пищу, писали, читали, заключали различные сделки. Соответственно это и поспособствовало созданию различных типов ложа (lestus tricliniaris). Вокруг обеденных столов римляне устанавливали три кровати, на каждой кровати могло сидеть три человека. На этих кроватях, которые носили греческое название "клине", во время приёма пищи обычно лежали. А вот с четвёртой стороны стола кровать не ставили – эта сторона оставалась свободно и была предназначена для подачи блюд. Стол, вокруг которого устанавливали три кровати, называли триклиниумом. Именно так и начали называть и обеденную комнату. Когда популярными стали круглые столы, кровати начали изготавливать полукруглой формы, и поэтому "сигма".

Традиционную кровать (lestus), как правило, изготавливали из дерева, эта кровать имела богатую драпировку и мягкую обивку. Утончённые ножки держали на себе четырехугольную раму из дерева, с низким изголовьем. Интарсия, профилированные поперечины и бронзовые украшения на рамах кровати придавали особую роскошь и красивый вид. При раскопках Помпеи и Геркуланумы были обнаружены бронзовые кровати, которые сохранили профиль точёных частей из дерева в своих литых формах.

Столы у римлян играли очень большую роль и имели разнообразное предназначение. Интересно, что столы могли менять вместе со сменой блюд на столе. Поэтому их делали достаточно лёгкими и подвижными. Как правило, для такого предназначения использовался стол на трех ножках, он очень был подобен греческой форме стола. Ножки стола чаще всего изготавливали из бронзы, и делали в форме звериных лап. В Древней Греции ножки стола лишь заканчивались формой копыт или звериных лап, в Древнем Риме же абсолютно всю ножку делали в виде фигуры животного. Также можно было встретить комбинации копыт или звериных лап с элементами фигур льва, листьев аканта, сфинксов или грифа. В целом композиция изделий благодаря динамичности и богатству форм получалась довольно интересной.

Круглые столы, изготовленные из мрамора, часто закреплялись на трёх ножках. У столов прямоугольной формы вместо отдельных стоящих ножек использовали две боковины, сделанные из мрамора, эти боковины очень сильно выделялись с помощью рельефной резьбы, которая изображала фигуры львов, грифонов, волюты, орлов и т.п. Такие столы называли картибулы (gartibulum).

Столешницу в столах-картибулах делали гладкой. Иногда её украшали с помощью мозаики или каменной инкрустации. Самой лучшей породой деревьев для изготовления столешниц считали тую (в Древнем Риме она называлась citrus), которую привозили из Африки. При более дешёвом изготовлении столов столешницы делали облицованными.

Такого предмета мебели как шкаф в домах древних римлян практически не было. Шкафы являлись предметами, которые больше подходили для обстановки мастерских и лавок. В шкафах сапожников использовались рамочно-филенчатые двери, это свидетельствовало о достаточно высоком уровне конструктивных решений. Вместо шкафов в доме римлян использовали лари и сундуки, которые применяли для хранения различных предметов. Арка являлась одним из видов сундуков, и этот вид имел постоянное место в атрии. Сверху арку обивали железом. Этот сундук был предназначен для хранения ценных вещей и представлял собою как бы несгораемый сейф античности.

Интерьер римлян украшался множеством бронзовых предметов и железных предметов: канделябрами, светильниками, треножниками, небольшими столиками и др. Многие предметы из этого перечня оставались в виде наследства от этрусков, но, тем не менее, изобретательные и находчивые римляне с высоким уровнем мастерства их усовершенствовали.

Канделябры были в виде массивных гранёных стержней, завитки которых расходились вверх и предназначались для подвешивания лампочек. Треножники были предназначены для того, чтобы поддерживать блюда-жаровни и по форме их создавали разные. Светильники, обычно делали в виде длинных и тонких стержней, стержни устанавливали на подставке, которая стояла на трёх лапках, между которыми были пальметки. Стержень украшали каннелюрами, это в свою очередь придавало стержню красивую и лёгкую форму. Вверху размещали лампады, которые имели форму вазочки.

В целом древнеримские мастера по изготовлению мебели достигли достаточно высокого уровня, не смотря на то, что римляне не обладали прирождённым утончённым вкусом, как люди в Древней Греции. Ясность и простота греческих форм подменялась вычурностью декораций. В предметах мебели преобладал эклектизм. Основные формы древнегреческой мебели римляне практически не изменяли и ничего не добавляли, римляне больше внимания уделяли богатому оформлению предметов мебели.

Современный интерьер

Для того чтобы создать интерьер квартиры или дома в античном стиле следует как минимум делать перепланировку дома или квартиры так, чтобы основное помещение было в виде зала прямоугольной формы, и чтобы по его периметру располагались остальные комнаты. По краям коридора или холла следует установить гладкие колонны с капителями, а на колонны следует опереть прямоугольные балки.

Потолок нужно сделать подвесным из гипсокартона, и желательно, чтобы он имел простую форму. По периметру потолка, как правило, пускают рельефный карниз, на котором изображают растительный орнамент или же сложный барельеф многофигурной формы. Для того чтобы сделать имитацию античного пространства необходимо применять элементы частей зданий или их имитацию.

В стенах обычно создают ниши, которые используют для украшения интерьера, например в них, ставят античные скульптуры или античные вазы. В античном интерьере стены отделывают "диким" камнем, а также разнообразными видами «старинной» декоративной штукатурки. Цветовая гамма декора и стен может быть различной, также возможно применять позолоту. Очень кстати будут различные росписи на стенах, при этом для каждого отдельного помещения желательно выбирать оригинальный сюжет, который будет отличаться от остальных сюжетов.

В прихожей уместно сделать каменный пол, или же возможно изготовление пола из керамического гранита, который будет имитировать мозаику из гальки и старинную кладку, композиции в виде коврика из мозаики, для остальных помещений лучше использовать - паркет из натуральной древесины. Нужную атмосферу античности создадут ковровые покрытия ручной работы, а также шкуры диких животных.

Очень хорошо впишутся в современные интерьеры такие элементы, как портики с рядом колоннами, которые установлены на пьедестал посередине комнаты. Также возможно использование ротонды из натурального мрамора с трещинами и изломами для того чтобы придать большую достоверность и эффект старины.

Межкомнатные и входные порталы следует оформлять наподобие портала, отделывать их необходимо плиткой под натуральный камень или покрывать венецианской штукатуркой.

В целом весь интерьер дома или квартиры должен отличаться изысканность и простотой, а также отсутствием лишних деталей.

Если эта информация была Вам полезна, отметьте ее пожалуйста
Яндекс.Метрика  

ООО "ГрибРаковСервис", Беларусь, Минская область, Воложинский район, агрогородок Раков, а/я 17, Тел./факс: 8 01772 52 88 0, Сергей +375 29 970 17 35 (Velcom), e-mail: 7034508@gmail.com